Кнут и пряник

Мой блог / Просмотр публикации

Недавно я встретил ролик одного психолога в одной из социальных сетей. В этом ролике он говорит о том, что настоящий лидер тот, кто использует метод кнута и пряника, и только это форма правления идеальна.

В качестве примера и по каким-то причинам в качестве аргумента он привел случай, который произошел у него с его пятилетним сыном. Его сын испортил аксессуар к гаджету и сделал это, по его словам, намеренно. Психолог-блогер рассказал о том, что он подозвал сына к себе, сказал ему вытянуть руки вперед ладонями вверх. Он ударил сына по одной ладони со всей силы, а другую нежно поцеловал. Затем он спросил сына, было ли ему больно. И сын, почти плача, ответил папе утвердительно. Папа спросил, а было ли ему приятно, когда он его поцеловал. На этот вопрос сын опять же ответил утвердительно. После этого папа растолковал урок жизни сыну, который он должен был запомнить. Если делать все неправильно, то жизнь будет бить так же сильно, а если делать все правильно, то жизнь будет целовать…После этого психолог еще раз произнес, что только такая форма правления идеальна.

Ну, что ту скажешь?…У меня есть принцип, что я не критикую коллег, но я не могу пройти мимо, когда кто-то популяризирует насилие над детьми. Очень хочется сказать всем родителям, нет, даже прокричать - пожалуйста, не делайте так никогда!

Я также хочу предостеречь руководителей от необдуманного использования этой формы правления.
Такая форма правления, в целом неэффективна, и скорее ведет к дополнительным проблемам с персоналом, чем к решению каких-то управленческих задач. В каких-то очень ограниченных ситуациях с очень ограниченным типом сотрудников такая форма правления может быть оправдана, но назвать ее идеальной - это очень большое преувеличение. Она приведет к повышенной текучести кадров, при которой до четверти всего фонда оплаты труда будет уходить на поиск, найм, адаптацию и обучение новых сотрудников. 

Доктор социологических наук, профессор Владимир Исаакович Герчиков разработал типологическую модель трудовой мотивации российских сотрудников. В своей типологии он рассматривает пять типов мотивации: инструментальный, профессиональный, патриотический, хозяйский и избегательный. Для каждого из типов мотиваций он предлагает использовать разные формы стимулирования сотрудников. Так называемый «кнут» используется только для одного типа мотивации - избегательного. Для других типов при разных ситуациях используются совсем другие методы стимулирования. 

Что касается так называемого «аргумента». Такая форма воздействия на ребенка приведет только к его травматизации и образованию у него невроза - психологического расстройства. Родитель посылает ребенку два взаимосвязанных противоречивых сигнала - один болезненный, а второй, как он считает, поощрительный.

Но как часто папа целует своего сына в открытую ладонь? Является ли это для ребенка действительно актом поощрения и проявлением нежности? Конечно же, папа никогда не целует сына в ладонь, и трудно предположить, чтобы ребенку было на самом деле приятно. Как может быть приятно, пока не прошла боль от удара по другой ладони? Он выдавил из себя, что ему приятно, просто потому что так хотел папа, а на самом деле для него это продолжение акта насилия.

Какой фактический урок вынесет для себя этот малыш и с чем он пойдет в жизнь? Конечно, очень многое зависит от типа нервной системы, от его темперамента, то есть от того способа, который он выберет,  чтобы сопротивляться последствиям этой травмы. Это может быть способ капитуляции, то есть пассивного принятия травмирующих последствий, способ избегания, когда ребенок в будущем будет избегать отношений, в которых он может претерпеть боль, или способ гиперкомпенсации, при котором ребенок «усвоит» травмирующий урок и будет «учить» так же как папа - и в личной жизни, и на работе. 

В будущем он столкнется с тем, что его бьют, даже когда он все делает правильно, то есть окажется, что папа был неправ, и тогда он может начать сам бить без разбора, подгоняя способы своего восприятия реальности под агрессивные импульсы, проистекающие из травмирующего опыта насилия. 

Кроме того, в его маленькой головке прочно свяжется по ассоциации насилие/боль и нежность/любовь. Нетрудно догадаться, в каких сферах жизни он может испытывать проблемы в первую очередь, и как он будет взаимодействовать с теми, кто будет от него зависеть.

Нет ничего хуже для ребенка и для его психики, чем демонстрировать ему два взаимоисключающих стимула одновременно - насилие и любовь.

Даже в разрыве во времени такие эмоциональные качели значимого взрослого способны нанести непоправимый вред. Но при предъявлении двух противоположных стимулов одновременно в мозге образуется их смешение. В его мозге фиксируются выводы, что он очень и очень плох, и для него поэтому одинаково опасны как насилие, так и любовь. Кроме того, эти два связанные по ассоциации стимула будут значить для него равнозначные способы взаимодействия с людьми. Отсюда могут начать развиваться антисоциальное, нарциссическое, пограничное и иные расстройства личности. 

Мне жаль, что мне пришлось комментировать этот ролик. 

Я еще раз призываю родителей никогда так не поступать. Бить детей плохо. Ничего хорошего никогда от этого не было и не будет. Блестящая верхушка айсберга на поверхности и «огромное тело» айсберга из психологических проблем под водой. 

А руководителям я рекомендую очень острожно использовать и кнут, и пряник. Лучше давать «нормальную еду», давать ее вовремя и в достаточном количестве, а для стимулирования мотивации использовать методы воздействия, которых помимо «кнута и пряника» великое множество, и, которые намного более эффективны. 

Комментарии
Морозова Оксана Александровна
Перфильев Андрей Владиславович писал(а):
Психолог-блогер
этим все сказано.
№1 | 10 ноября 2024
[ добавить комментарий ]