Пожиратель самооценки

Мой блог / Просмотр публикации

С детства весь окружающий социум для нас пропитан одним оценочным конструктом – либо плохой, либо хороший. Не везде и не всегда, но в очень многих случаях это так и есть. 

Правильно это или неправильно – конструкт  тоже слишком абстрактный. У каждого свое «правильно». Более уместным здесь видится конструкт полезно это или не полезно. 

Что более полезно? 

  • Если ребенок получил в школе плохую оценку, то он плохой или он просто плохо подготовился к урокам? 
  • Если ребенок не смог прыгнуть в высоту, чтобы получить зачет по физкультуре, он тюфяк или у него накопился лишний вес? 
  • Если ребенок не смог поздравить с днем рождения одноклассника (-цу), он размазня или он просто проявил стеснение? 
  • Если ребенок не хочет идти на секцию, то он лентяй или он никак не может справиться с неуверенностью и от этого показывает худшие, чем у других, результаты? 
  • Если ребенок не может выучить стихотворение, он тупица или для него не ясен смысл того, что он учит и зачем? 

Очевидно, что первое приговаривает личность к пожизненной никчемности, а второе не затрагивает личность, а фокусирует внимание на причине и на ее устранении. 

Часто мы, родители, думаем, что если «наградим» ребенка, как следует, сильной негативной глобальной оценкой, то он разозлится и исправится. Откуда это? Что это за метод? Отголоски бытовой пещерной психологии. Так я это назвал бы…

Одно здесь точно – обидится… Но не исправится. Такой метод очень условно «полезен» лишь для не более 5% детей, имеющих с рождения сильную нервную систему. Когда «разозлился» и «доказал». 

Для остальных же такие оценки оказываются не полезными, если не сказать убийственными. 

Вырастая, мы избегаем людей и занятий, которые оживляют или могут оживить в нашей голове подобные негативные глобальные оценки самих себя. Это приводит к депрессии и тревоге, к отдалению от наших целей и от их понимания. 

Важно отслеживать в себе привычки мыслить подобным образом и давать этим мыслям решительный отпор через создание адаптивных ответов. 

Например, 

— Никакой я не слабак. У меня не получились из-за ошибки. Ничего это не значит. Я учту ее и буду действовать дальше. 

Одна из основ высокой самооценки – безусловное самопринятие. 

Важно научиться принимать себя любыми, принимать себя как личность, не отвергать ее и не унижать ее самим. Это никакой не мотиватор. Это пожиратель нашей самооценки и блокатор нашего счастья. 

Автоматическая привычка не принимать себя и «избивать» себя привычными словами тотально, это всего лишь условный рефлекс. 

Его можно победить, если научить себя отслеживать свои эмоции и работу своего предсознания, каждый раз опровергая для себя то, что нашептывает нам наш бесполезный и токсичный «внутренний критик».