Магия мыслиМой блог / Просмотр публикации
Когда-то, по-моему, в третьем классе школы, меня однажды удивило, почему один мальчик никак не мог запомнить стихотворение Некрасова, но зато громко декламировал на перемене скабрезный стишок и весело смеялся. Очевидно, что стихотворение Некрасова ему было неинтересно, поэтому он его не запоминал, а неприличный стишок вызвал у него интерес и радость, поэтому он подхватил его сразу, как только услышал. Я тогда не знал о том, что именно так и работает наш мозг. Он не откладывает информацию в долговременную память, если она не является значимой. Значимость или незначимость информации определяется наличием эмоции, ее силой и продолжительностью. Причем совершенно неважно, какая это будет эмоция – позитивная (интерес, удивление, радость, вера) или негативная (тревога, депрессия, гнев, вина) – само наличие эмоции создает в мозге сигнальный каскад, который обеспечивает прохождение сигнала с информацией в ядро нейрона и встраивание этой информации в ДНК, по сути, в структуру мозга. Поэтому мальчик и не мог ничего запомнить. Чтобы запомнить, ему была нужна сила сигнала передаваемой информации. Такой силой могли бы стать удивление, интерес к образам в стихотворении или радость от того, что он выучит и получит пятерку, или просто вера в то, что это стихотворение важно знать каждому школьнику. Ничего этого у него не было… Он просто бессмысленно зубрил. Кстати, точно так же в одной из сцен фильма «Самая обаятельная и привлекательная» две героини внушают себе, что они самые обаятельные и привлекательные, и, что все мужчины от них без ума. Такое монотонное неэмоциональное повторение вряд ли станет долговременной памятью и вряд ли превратится в то, во что они верят всей душой. В этом смысле их аффирмация была скорее малополезной. Любой навык или привычка, которые мы приобретаем в течение жизни, обеспечиваются ростом нейронов, и образованием нейронных сетей в мозге. Это, например, катание на велосипеде, сноуборде, вождение автомобиля, изучение компьютерных программ, изучение иностранного языка и вообще все, что мы умеем и делаем автоматически. Точно так же мы незаметно и непроизвольно выучиваем себя думать определенным образом и испытывать определенные эмоции, вызываемые этими мыслями или мыслеобразами. В течение жизни мы приобретаем целую систему взглядов и привычек реагировать на те или иные события. Мы можем научить себя думать плохо о себе, о своей жизни, о будущем и периодически впадать в депрессивное состояние. Мы так же можем научить себя думать тревожные мысли и тревожить себя ими постоянно. Мы учим себя сами таким образом думать категориями долженствования в отношении других людей и поэтому нездоровым образом гневаться на них, когда они не соответствуют нашим внутренним к ним требованиям. Так, как мы всю жизнь неосознанно приучали себя экстремально думать, испытывать экстремальные эмоции и вести себя неэффективно, так же мы можем сознательно выучить себя думать сбалансированные мысли, испытывать негативные, но полезные эмоции, и формировать адекватное ситуации поведение. Такие мысли превратятся в новые гибкие и сбалансированные установки, если мы будем их постоянно внушать себе, регулярно проживать их и продумывать, создавая необходимую силу сигнала верой в то, что проживается и продумывается. Без повторения с верой и энергией установок новая информация не станет долговременной памятью и не будет рождать здоровую негативную эмоцию, не даст нужных и полезных поведенческих реакций. Мы в нее не поверим и она забудется как бессмысленная и «не работающая». Новый навык думать при приложении воли, веры и энергии закрепляется в промежутке от трех до пятнадцати недель. Это и есть магия мысли. |
![]() |